Тема: Несловесные формы общения. Мимика и
жесты
Ребята, давайте начнем
наше занятие с речевой разминки.
Дыхательная гимнастика.
Как всегда подготовим
наши органы, участвующих в речи к работе. Проведём дыхательную
гимнастику.
- Выполним упражнение
«Согреем стёклышко».
Мороз. Утром вы
захотели посмотреть в окно, а оно всё в морозных узорах. Давайте
разогреем своим дыханием кусочек стекла. Глубоко вдохнули через нос и медленно
через рот выдыхаем, отогреваем стёклышко. ( 3 раза)
- Выполним упражнение
«Воздушный шар»
Представьте себе, что
вы воздушный шарик и вас надувают: медленно вдох носом, руки вверх, задержать
дыхание и быстро выдохнуть, руки опустить. ( 3 раза)
Артикуляционные
упражнения.
А теперь подготовим к
работе язычок. Я знаю, что вы любите сказки. Я подготовила для вас продолжение
нашей сказки о язычке. Ну, чтобы она получилась интересной, помогите мне,
пожалуйста. Возьмите в руки зеркальце, сядьте правильно.
Рано утром высунулся из
окошка-ротика широкий-широкий язычок.
(положить широкий язык
на нижнюю губу, расслабить его, следить чтобы он не дрожал)
Посмотрел язычок на
небо. Есть ли на нём солнышко.
(высунуть язык,
стараться дотянуться до кончика носа)
Посмотрел язычок на
асфальт, нет ли луж после вчерашнего дождя?
( высунуть язык,
стараться коснуться подбородка)
Тогда весёлый и
радостный, оттого что на улице солнечная погода, язычок пошёл чистить свои
зубки. Верхние он чистил сверху вниз.
(медленно водить
язычком по зубам сверху вниз)
А нижние он чистил
снизу вверх.
( медленно водить
язычком по зубам снизу вверх)
Почистил язычок зубки,
вышел на улицу, сел на качели и начал кататься.
(быстро водить язычком
из правого угла рта в левый и обратно)
Массирование горла.
А теперь давайте
разогреем горлышко. Ведь ему тоже придётся работать (поглаживание руками
горлышко)
Артикуляционная
гимнастика.
Чтобы наша речь была
правильной, чёткой надо как можно чаще произносить чистоговорки и скороговорки.
Разучите чистоговорку:
Бу-бу-бу- посмотрите на
трубу.
Ра-ра-ра-ждёт подарков
детвора.
Ла-ло-ли- сами торт мы
испекли.
А теперь покажите
родителям маленькую сценку.
Ученица готовится к
дискотеке. Она достает из шкафа платье,
Примеряет перед
зеркалом, кладет на стол, включает утюг, гладит, и нечаянно обжигает палец,
бросает утюг на платье.
Трясет пальцем, платье
тлеет. Девочка хватает утюг, ставит его, берет платье, плача, уходит.
- Ребята, что
родители поняли из этой сценки? Как они об этом догадались, ведь девочка не
произнесла ни одного слова?
- Оказывается, многое
можно передать не произнося ни слова, используя только мимику и жесты.
Мимика- это движение
мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние.
Жесты- это движение
рукой или другое телодвижение, что- то обозначающее или сопровождающее речь.
Итак, жесты и мимика
тесно связаны со словом, но они предупреждают слово. Жесты и мимика могут
заменить целую фразу. Они выражают движения нашей души, как говорил Цицерон.
Познакомьтесь с
историей языка жестов и мимики
Жестикуляция играет
разную роль в речевом общении разных народов. На протяжении часового разговора,
например, мексиканцы использует жестикуляцию 180 раз, француз-120 раз,
итальянец- 80 раз, финны - всего один раз.
Русские, по сравнению с
некоторыми другими народами, доводы сдержанны в проявлении своих чувств,
поэтому как Признак невоспитанности расценивается поведение человека, которой
активно размахивает руками во время разговора.
У итальянцев приняты
жесты, совсем неизвестные многим другим народам: руки над головой обозначают
недоуменно- возмущенный вопрос: что вы хотите? Движение вытянутого большого
пальца ко рту, значит « здоров», почти под подбородок «а мне плевать на это»
У американских индейцев
очень выразительные жесты, связанны* обозначением жизненно важных для них
ситуаций: удар кулаком ладони означает выстрел, два пальца изображают идущего
человека, четыре - бегущую лошадь. Если индеец хочет показать, что один человек
следит за другим, он поднимает на уровень своих глаз руку, ладонью себе, с
большим пальцем, поднятым кверху.
Японцы, говоря о себе,
показывают не на грудь (как русские), а нос.
Китайцы хлопают руками
от горя или разочарования, а от радости царапают себе щеки и уши.
Высунутый язык для
европейца- это знак поддразнивания, а Древнем Китае он означал угрозу, а в
Индии- гнев, у народов майя мудрость.
Для выражения смысла «
сыт по горло» чем-нибудь русский проводит ладонью по горло, тогда француз тоже
проводит ладонью, на уровне губ или чуть выше.
- А теперь, давайте
посмотрим приветствие жестом у разных народов. Когда мы здороваемся, то
пожимаем друг другу руки. Этот жест понятен всем. Так здороваются русские,
англичане, американцы. Китаец в прежние времена, встречая друга пожимал руку
самому себе. Лапландцы трутся носами.
Молодой американец
приветствует приятеля, хлопая его по спине. Французы целуют друг друга в щеку.
Самоанцы обнюхивают друг друга. А вот эскимосы, приветствуя друг друга,
легонько стучат друг другу кулаком по голове и плечами.
Теперь, поработаем с
иллюстративным материалом. Посмотрите на эти рисунки и подумайте, что за жесты
они обозначают?
А теперь на альбомных
листах нарисуйте, какое у вас сегодня настроение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий