Ребята, прочитайте об авторе стихотворения «Лошади в океане».
Борис Абрамович Слуцкий.
Детство и отрочество поэта прошли в Харькове, в рабочем районе, где жизнь была трудной и скудной.
Учился в Москве в
Литературном институте, который окончил в 1941 году. Без долгих сомнений пошёл
на фронт.
Он участвовал в Великой
Отечественной войне, прошагал до победы пол-Европы. Начинает войну солдатом,
заканчивает майором – это высокое воинское звание.
Несмотря на то, что был
офицером, постоянно лично ходил в разведку.
Был тяжело ранен и
контужен.
После войны не мог
оставить без внимания ни одно из важных событий, происходящих в стране.
Борис Слуцкий скончался
23 февраля 1986 года. Он похоронен на Пятницком кладбище в Москве. На его
могиле установлен необычный памятник: большая голова из белого гранита на
фоне флага из чёрного мрамора.
После смерти поэта его
неопубликованные стихи появлялись в газетах и журналах почти каждый месяц
в течение девяти лет.
Прочитайте рассказ об истории создания
стихотворения.
Автор написал стихотворение «Лошади в
океане» в 1951 году, летом, на основе реальных событий. Один из его друзей
рассказал, что читал в журнале статью об «американском транспорте с лошадьми,
потопленном немцами в Атлантике».
Когда люди читают стихотворение
Б.Слуцкого «Лошади в океане», нет
одного равнодушного читателя.
Произведение «Лошади в океане» — одна из
визитных карточек замечательного поэта середины XX века Б. Слуцкого.
Лошади умеют плавать,
Но — не хорошо. Недалеко.
Но — не хорошо. Недалеко.
«Глория» — по-русски —
значит «Слава»,-
Это вам запомнится легко.
Это вам запомнится легко.
Шёл корабль, своим
названьем гордый,
Океан стараясь превозмочь.
Океан стараясь превозмочь.
В трюме, добрыми мотая
мордами,
Тыща лощадей топталась день и ночь.
Тыща лощадей топталась день и ночь.
Тыща лошадей! Подков
четыре тыщи!
Счастья все ж они не принесли.
Счастья все ж они не принесли.
Мина кораблю пробила
днище
Далеко-далёко от земли.
Далеко-далёко от земли.
Люди сели в лодки, в
шлюпки влезли.
Лошади поплыли просто так.
Лошади поплыли просто так.
Что ж им было делать,
бедным, если
Нету мест на лодках и плотах?
Нету мест на лодках и плотах?
Плыл по океану рыжий
остров.
В море в синем остров плыл гнедой.
В море в синем остров плыл гнедой.
И сперва казалось —
плавать просто,
Океан казался им рекой.
Океан казался им рекой.
Но не видно у реки той
края,
На исходе лошадиных сил
На исходе лошадиных сил
Вдруг заржали кони,
возражая
Тем, кто в океане их топил.
Тем, кто в океане их топил.
Кони шли на дно и
ржали, ржали,
Все на дно покуда не пошли.
Все на дно покуда не пошли.
Вот и всё. А всё-таки
мне жаль их —
Рыжих, не увидевших земли.
Рыжих, не увидевших земли.
Давайте выясним смысл
незнакомых для вас слов:
Превозмочь –
пересилить, побороть, одолеть
Трюм – внутреннее
помещение корабля под нижней палубой служащее для установки механизмов для
грузов
Шлюпка – гребная,
парусная или моторная лодка с прочным широким корпусом(судовая корабельная
шлюпка, прогулочная шлюпка
Гнедой – масть
лошади красновато- ражего цвета, обычно с чёрным хвостом и гривой.
Устно ответь на
вопросы:
Ответьте на вопросы,
подтверждая словами из текста
- Как назывался корабль?
- Какой груз был в трюме?
- Что произошло с
кораблём?
- Как получилось, что
лошади оказались в открытом океане?
- Как описывает поэт
лошадей, плывущих в море?
- Почему неоднократно
повторяется слово «ржали»?
Автор хотел подчеркнуть боль и страдание. Но
животные не рассчитали своих сил, океан оказался огромным и безбрежным: «не
видно у реки той края», и лошади постепенно теряют силы, не желая оказаться на дне
океана, чувствуя свою гибель, они заржали, «возражая тем, кто в океане их
топил, а может быть, призывая на помощь людей. Поэт три раза повторяет его во
«заржали», - подчеркивая желание лошадей жить, и вместе с читателями чувствует
в сердце боль.
- Найдите строчки,
которые указывают на отношение автора к лошадям?
Домашнее задание.
Выразительно читать стихотворение Б.А. Слуцкого « Лошади в океане»
Комментариев нет:
Отправить комментарий